Опыт грамотного фриланса

Статьи Деньги

Опыт «работы на дому» (фриланс).


Я занимаюсь фрилансом (работа над дополнительными проектами) уже более 12 лет. За это время накопилось несколько полезных советов и выработался определенный стиль работы, который не только продуктивно сказывается на результатах, но и помогает грамотно отдыхать и посвящать время семье. Поскольку времена сейчас довольно тяжелые и количество фрилансеров увеличивается экспоненциально, я решил поделиться этим опытом.

НАСТРОЙ для фриланса


1. «То была белая полоса» — Реалии фриланса.

Есть такой старый анекдот: «Два друга встречаются и интересуются друг у друга как дела Первый жалуется что все ужасно, денег нет, работы нет, долги, жена ушла и тп. Второй ему заявляет, дескать не расстраивайся – жизнь череда белых и черных полос. Через месяц встречаются снова, Второй спрашивает опять Первого – как дела? На что получает ответ „Ты был прав – то была белая полоса!“: )
Реалии фриланса вообще, и в данный кризисный момент — особенно, таковы, что надо сразу настроить себя на тяжелый каждодневный труд – иногда гораздо тяжелее, чем работа в офисе за зарплату. У вас не будет толп клиентов, стоящих в очереди за право пользоваться вашими услугами. На данный момент идет жесткий демпинг цен на услуги фрилансеров в ИТ сфере. К примеру на основных ресурсах free-lance.ru и freelance.ru зарегистрировано несколько сот тысяч участников. За каждый проект борются от 10 до 100 человек. Ваша задача заранее настроиться на борьбу – дать себе установку „Я без боя не сдамся!“ („русские не сдаются!“).

2. План.

Перед тем как заняться фрилансом периодически во время) нужно задать и ответить себе на основные вопросы:
  • Что я умею и могу предложить?
  • Какое направление самое интересное в плане денег, конкурентной обстановки, времени?
  • Чем я могу проиллюстрировать свои навыки и знания (портфолио) ?
  • Что необходимо для начала работы: деньги / финансы?
  • Как развиваться и что я хочу достичь?
Это основы менеджмента – планирование. Без него, без четкого следования своим планам вы быстро увязните в состоянии „ничего не понимаю, денег нет, времени нет“. Планирование и анализ сделанного – великая вещь!

РЕЖИМ и ОРГАНИЗАЦИЯ


1. Самоорганизация.

Для работы фрилансером требуется совершенная самоорганизация, упорство, коммуникабельность и терпеливость. Я получаю примерно 8 отказов на свои предложения из 10. Из двух предложений я выбираю наиболее интересное для меня лично. И это единственное предложение окупает мою работу, время и терпение. Я не работаю „за ночлег и еду“. Очень редко я работаю по выходным, и то по срочным проектам, которые оплачиваются (оговаривается с клиентом) в двойном тарифе. Четко отлеживайте ценовые и конкурентные тенденции в сфере ваших услуг, но не идите слепо на поводу рынка. Если много предложений сделать работу за копейки – это совсем не значит что клиент получит такую работу – скажу более: как правило после создания того же сайта за 100у.е., клиент потом ищет тех кто доработает эту халтуру. Один постоянный клиент, довольный вашей работой – приведет других. Это важнее суетливых метаний в поисках хоть каких-то клиентов.

2. Организованность

Основа любой организованности – это приоритеты. Я для себя ставлю следующие приоритеты:
А. Работа над текущими проектами
Б. Поиск новых проектов
В. Образование, исследования.
Все что есть, готовые проекты, поиск новых, интересные мысли, идеи, тесты – все это должно организовываться вами согласно приоритетам.

3. Режим работы.

Как ни странно – режим дня очень важен для фриланса. Как бы вам ни хотелось спать до 15 и работать до 5 утра – это ненормальный и НЕУДОБНЫЙ для большинства клиентов и потенциальных работодателей режим. Не говоря уже о четко работающей пословице „Кто рано встает – тому Бог дает!“. Простейший пример – просматривая объявления по работе в 15 часов вы увидите уже несколько десятков предложений от ваших конкурентов, а работодатель тоже ленивый – он берет в рассмотрение и изучение как правило первые.
Я встаю в 7-8. Смотрю почту и в 9 я готов уже работать – причем, стараюсь четко придерживаться своего плана, составленного накануне вечером (когда мозги уже не очень хорошо соображают по детальным вопросам, но прекрасно работают по организации).

4. Аська — зло.

Я включаю мессенджеры исключительно только тогда, когда требуют обстоятельства (срочные переговоры с клиентом или нужна помощь у друзей). Общение по аськам, гуглам, и тп съедает около 30% полезного времени. Мне – жалко.

5. Курение и перерывы.

Курите вы или нет – ваше личное дело. Я курю –, но „грамотно“. Курение за клавиатурой – прекратил довольно давно. На рабочем месте обычно выкуривается в 2-3 раза больше (как и за рулем) – это чисто психологический эффект. Четко дайте себе установку не курить за клавой. Это дает как минимум три преимущества: меньше сигарет, больше периоды работы (на полдороги в процессе какой-то работы бросать все не хочется – мысль уйдет) и возможность во время перерыва/перекура обдумать что-то .

6. Активный отдых.

Старайтесь отдыхать НЕ за компьютером. Я делаю в течение дня перерывы на „погулять“ (велик, лыжи и тп) , на нормально поесть, и небольшие перерывы на зарядку, выполнения ката, игри с детьми. Игры на компьютере, общение в блогах и тп – все оставляется на глубокий вечер, когда свой текущий таск-лист выполнен и мозги могут отдохнуть.

7. Развлечения.

У меня мак и „писюк“. Мак – для работы, „писюк“ для игр, видео и прочей развлекухи. На писюке помимо Windows стоит еще Solaris и Linux – для отработки серверных каких-то моментом и для исследований. Игрушки все – только под виндой и не на рабочем компе.
Если нет возможности и есть только один комп, сделайте тупо два раздела (рабочий и игровой). Но это ИМХО.


КЛИЕНТЫ

1. Клиент не всегда прав.

Утверждение «Клиент всегда прав» работает, но начинает оно работать в тот момент, когда он становится вашим клиентом. И случается это по мере заключения договора или получения предоплаты. После этого момента, как бы вы ни хотели – все желания клиента должны удовлетворяться согласно договору. Поэтому самая важная часть всех отношений – договоренности. У меня есть два четких правила: никаких устных договоренностей, частичная предоплата – чтобы клиент нес часть обязательств.

 

2. Клиенты бывают разные.

Мой опыт подсказывает, что более половины из них вообще не понимает зачем им мои услуги (сайт, продвижение, серверная конфигурация). Остальная половина имеет четкие виды и понимание –, но СВОИ, основанные на советах их друзей или как им кажется опыте. Гарантией нормальной работы тут может служить такой алгоритм:
А. Выяснение всех причин и ТЗ.
Б. Выяснение готовности работать со стороны заказчика и готовность материалов. Одновременно я бесплатно (увы) консультирую их – что будет на самом деле половине случаев снимаю розовые очки).
В. Прошу внести предоплату (как правило 20-30%) – дабы клиент работал только со мной не раскидал по 10 другим исполнителям). вы должны уважать себя. Уважая себя, вы даете почувствовать клиенту уверенность в его выборе. И всяческий клиентский «мусор» (перекупщики, посредники и халявщики) – отпадает.

3. Условия

График вашей работы должен быть доведен до сведения клиента. Звонки в неурочное время я не люблю, но есть несколько «элитных» клиентов которые знают, что могут звонить в любое время – они очень хорошо платят.

4. Консультации.

У меня нет четких рамок как проводить консультации – я стараюсь всегда исходить из уровня клиента. Общее правило – не злоупотреблять терминами и сленгом. И стараюсь как можно меньше рассказывать хитрости и секреты своей работы. Почему стараюсь – бывают случаи, когда необходимо дать расширенную консультацию, поскольку от этого зависит уровень работ и оплата.

5. Конфликты.

Надо быть готовым к конфликтным ситуациям. Большинство из них происходит наподобие старого интернет-фольклора, когда после завершения основной работы согласно договоренностям, заказчик спрашивает разработчика: «Если мне вдруг что-то захочется немного доделать – ведь я смогу к вам всегда обратиться? Вам же не сложно? Это не займет много времени у такого профессионала как вы, я уверен!» На что получает достойный ответ разработчика: «Безусловно! Только и у меня будет просьба – вас не затруднит дать мне немножко денег, совсем немного, уверен это вас не разорит!».
Все (абсолютно) заказчики уверены что переплачивают страшные деньги за работу. Их постоянно грызет мысль, что они очень дорого заплатили за такую пустяковую работу. Особенно это подогревается тоннами объявлений «Сайт за 100у.е. за 2 дня». Даже ваши любимые и лояльные постоянные клиенты – все равно втайне думают, что наверное есть лучше. Наверное есть – всегда есть выбор поиска: ) Поэтому тут три момента: выдержка, вежливость, компетентность. Пасквиль обиженного клиента вряд ли повредит вашей репутации при наличии положительных откликов и хорошего портфолио. А в случае неплатежа – ну опыт и работу всегда можно использовать – продать или пустить на другой проект.

----

Сссылки по теме:

фрилансработа 

15.01.2009, 2787 просмотров.